Природно-туристический сайт                 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Очарование природы
 

Лучшие фотографии разных конкурсов
 

Что мы знаем о праздниках
 

Шедевры классической и инструментальной музыки
 

Эти забавные животные
 

Сонный белый медвежонок
 

Самое прикольное видео
 

Фотоприколы
 

Глаз не отвести...
 

Про спорт...
и не только
 

Кто придумал первый компьютер
 

Из истории интернета
 

На задворкахцивилизации
 

Лунный заговор
 

Найди себе работу
Все сайты по поиску работы
 
 
 
 

Успение Пресвятой Богородицы


Успение Пресвятой Богородицы — праздник православной и католической церквей, посвящённый воспоминанию смерти (успения) Божией Матери. В православии принадлежит к числу двунадесятых (Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии). Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалим, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии.

Иерусалимская, Русская, Украинская, Грузинская, Сербская православные церкви, а также Украинская грекокатолическая церковь , старообрядцы и некоторые иные празднуют Успение 28 августа по современному григорианскому календарю. Католическая церковь, Элладская и ряд иных поместных православных церквей празднуют Успение Пресвятой Богородицы 15 августа.

Канонические тексты не сообщают о времени и обстоятельствах кончины и погребения Богородицы. Согласно Новому Завету, распятый Христос усыновляет Богородице ближайшего ученика — апостола Иоанна, который с этого момента «взял Её к себе» на своё попечение. Она пребывала со всеми апостолами в молитве и в день Пятидесятницы, как и они, получила дар Святого Духа .


Апостол Иоанн (русская икона XVII в.)

До V века Отцы Церкви не упоминают об Успении Богородицы и до VI века Успение не праздновалось среди христиан как церковный праздник. Например, Епифаний Кипрский, по происхождению еврей, уроженец Финикии, принявший христианство в зрелом возрасте и проживший уже будучи монахом более 20 лет в Палестине с 335—340 по 362 год, пишет о кончине Девы Марии следующее: «А если некоторые думают, что мы ошибаемся, то пусть исследуют Писания, и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли она, ни о том, что не погребена. И когда Иоанн предпринял путешествие по Азии, то также нигде не говорится, чтобы он вел с собою святую Деву, но Писание просто умолчало об этом по чрезвычайности чуда, чтобы не привести в изумление разум человеческий... Ибо Писание стоит выше ума человеческого и оставило то неизвестным, так как Дева была сосуд честный и превосходнейший, дабы не остался кто-либо в предположении чего-либо плотского о ней. И так умерла ли она и погребена ли, мы не знаем, но она пребыла чуждою плотского совокупления.» «Потому умерла ли святая Дева и погребена: во славе упокоения Ея, в непорочности кончина, в девстве-венец; а если умерщвлена, как написано: "и душу её пройдет оружие" и в таком случае с мучениками слава Ея и в блаженстве святое тело Ея, через которое Свет воссиял миру. А может быть Она осталась в живых, так как не изнеможет у Бога всё, что Он хочет делать ибо о кончине Ея никому не было известно. Вообще сверх должного не должно почитать святых, а чтить Владыку их. Посему престанет заблуждение обольщенных.»


Свт. Епифаний Кипрский. Фрагмент мозаики собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в.

О событиях Успения и погребения Богородицы известно из нескольких апокрифов, являющимися достаточно поздними (V—VI век) и отличающимися друг от друга содержанием. Поэтому Церковью было принято не всё их содержание, а только основная мысль о том, что Дева Мария блаженно почила и Её душа была принята Её Сыном Иисусом Христом при Успении.

История появления праздника Успения описана у одного из Отцов Церкви Иоанна Дамаскина в произведении «Второе похвальное слово на Успение Богоматери»: «В Святом и Боговдохновенном Писании не передается ничего о кончине Пресвятой Богородицы Марии. Однако из древнего [и] достовернейшего предания мы узнали, что во время Её Славного Успения все святые Апостолы, которые были рассеянные по вселенной для спасения народов, в мгновение по воздуху были собраны в Иерусалим и, когда были поблизости, им явилось видение ангелов и стало слышно Божественное пение высших сил. Так с божественной и небесной славой [Пресвятая Богородица] предала Свою святую душу в руки Божий неким неизреченным образом. Богоприемное её тело, вынесенное и погребённое с ангельским и апостольским пением, было положено во гробе в Гефсимании. И [на] этом месте три дня продолжалось непрерывное ангельское пение. Когда же через три дня ангельское пение прекратилось, то апостолы открыли гроб, поскольку один из них, отсутствовавший и прибывший после третьего дня, пожелал поклониться богоприемному телу. Но они не смогли найти Её всепетое тело, так что, обретя лишь лежащие погребальные одеяния и исполнившись [исходящего] от них несказанного благоухания, они закрыли гроб. Пораженные чудом таинства [апостолы] только и могли подумать, что Бог Слово и Господь Славы, благоволивший воплотиться по ипостаси и вочеловечиться от Неё и родиться по плоти, а после рождества сохранивший невредимым Её девство, Сам благоволил и после отшествия Богоматери почтить Её чистое и незапятнанное тело нетлением и перемещением прежде общего для всех воскресения.»


Гробница Богородицы — христианская святыня на Святой земле, где, согласно преданию, апостолами была погребена Пресвятая Богородица. Находится в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, в Иерусалиме (Восточном Иерусалиме). Над гробницей построена пещерная церковь Успения Богородицы

Сам же праздник в честь Успения Богородицы изначально назывался по-другому, а именно праздник «Память Блаженной», под таким наименованием в V веке его начали праздновать в Сирии. Название праздника в VI веке было заменено на «Праздник кончины Божией Матери». Около 460 года празднование Святой Марии 15 августа дошло в Иерусалим и, собственно, в Вифлеем, но это был праздник прославления Святой Марии без связи с событиями вокруг её смерти. Дальнейшим этапом в развитии смысла праздника после 460 года стало обозначение 15 августа днём смерти Девы Марии. Как сообщает Никифор Каллист Ксанфопул в своей «Истории Церкви» император Маврикий издал эдикт, в котором установил дату празднования Успения Богородицы — 15 августа. В Риме праздник под названием Dormitio Beatae Virginis установлен при папе Сергии I (687—701), заимствован из Константинополя.


Монеты с изображением императора Маврикия

К моменту своей смерти Богородица проживала в Иерусалиме, посещала для молитв Голгофу и Гроб Господень. Однажды во время молитвы ей явился архангел Гавриил, сообщивший, что через три дня она «отойдёт ко Христу Богу». Успокаивая Марию, чтобы она была готова к своему смертному часу, архангел возвестил ей: «Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в небесное царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время.» В ознаменование своих слов архангел вручил Богородице ветвь райского древа (это была ветвь от финиковой пальмы), указав нести её перед гробом Богородицы при погребении.


Архангел Гавриил приносит Деве Марии весть о предстоящей кончине
(Дуччо, Маэста, деталь)

О полученном от ангела известии Дева Мария сообщила Иосифу Аримафейскому. Желая видеть перед смертью апостолов, она обратилась с молитвой к Богу, и «по повелению Божию, ангелы восхитили разошедшихся с проповедью Евангелия по концам вселенной Апостолов и на облаках принесли их в Иерусалим, поставив на Сионе пред дверями дома, где обитала Матерь Божия». Простившись со всеми близкими и сделав распоряжение относительно своего имущества, Богородица приготовилась к смерти. Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес, — сам Царь славы Христос со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери. После этого Дева Мария мирно скончалась. (Димитрий Ростовский. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии).

Погребение Богородицы апостолы совершили в гробнице, где были упокоены её родители Иоаким и Анна и супруг Иосиф Обручник. Пречистое тело Девы Марии торжественной процессией несли на одре через Иерусалим, о чём доложили первосвященникам. Направленная ими стража не смогла разогнать процессию благодаря чуду: «облачный круг, плывший по воздуху, спустился на землю и точно стеною окружил как святых Апостолов, так и остальных христиан». Проходивший мимо процессии первосвященник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. После раскаяния он получил исцеление и исповедал себя христианином. После погребения апостолы закрыли вход в пещеру камнем и удалились.


Погребение Богородицы (Дуччо, Маэста, деталь)

Cогласно поздним апокрифическим рассказам, составленными неизвестными лицами в конце V, в начале VI века, в погребении Богородицы не участвовал апостол Фома. Он пришёл в Иерусалим на третий день, и по его просьбе апостолы открыли гробницу, чтобы он мог проститься с Девой Марией. Позднее эти рассказы вошли в произведения отдельных христианских писателей, например: «…когда святые Апостолы, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было, — остались одни только погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание; святые Апостолы стояли в изумлении, недоумевая, что это значит! Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы?» (Димитрий Ростовский. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии). В этот день вечером за трапезой апостолам явилась Богородица в окружении ангелов и приветствовала их словами: «Радуйтесь! — ибо Я с вами во все дни». Так описывается Вознесения Богоматери на Небо. Католическая традиция особо выделяет именно Вознесение Богоматери и последовавшее затем Её коронование.


Тициан. Вознесение. 1516—1518, дерево, масло

В православии праздник относится к числу двунадесятых праздников и имеет 1 день предпразднства и 8 дней попразднства. Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост с 14 августа по 27 августа включительно, являющийся наиболее строгим после Великого поста. Католики в праздник Успения прославляют Богоматерь, представшую как царица на престоле по правую руку от Сына, принявшую под покровительство род человеческий и ходатайствующую за него перед Всевышним. Успение Богородицы служит назиданием, что смерть не есть уничтожение человеческого бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию. Праздник Успения имеет статус торжества, высшая степень в иерархии католических праздников.


Икона Феофана Грека

 
 
Яндекс.Метрика
 
Что мы знаем о праздниках:

Сретение Господне
 

Благовещение Пресвятой Богородицы
 

Вход Господень в Иерусалим
Вербное воскресенье
 

Пасха.
История праздника
 

Пасха.
Традиции праздника
 

Вознесение Господне
 

День Святой Троицы, Пятидесятница
 

Вознесение и Троица
в народных традициях
 

Праздник Ивана Купалы у славян
 

Медовый Спас
(Маковый Спас, Первый Спас)
 

Яблочный Спас.
Праздник Преображения Господня
 

Успение Пресвятой Богородицы
 

Третий Спас (Ореховый Спас, Хлебный Спас) Праздник Нерукотворного образа Христа Спасителя
 

Рождество Пресвятой Богородицы
 

Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня
 

Введение во храм
Пресвятой Богородицы
 

Праздник Нового года (историко-географический экскурс)
 

Праздник Нового года (праздничные традиции)
 

Рождество Христово
(исторический экскурс)
 

Рождество Христово
(традиции празднования)
 

Символы праздника Рождества
 

Собор Пресвятой Богородицы
 

Крещение Господне
 

Двунадесятые праздники.
Двенадцать важнейших после Пасхи праздников Православия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 

 © 2011- 2017 "WonderfulNature"
 При использовании материалов ссылка на источник обязательна
   
 Писать: wonderfulnature.ru@gmail.com