Рождество Христово (в Русской православной церкви Éже по пл.óти Рождество Господа Бога и Спаáса нашего Иисуса Христа) — один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения по плоти Иисуса Христа от Девы Марии.
В православии Рождество Христово входит в число двунадесятых праздников и предваряется Рождественским постом. Иерусалимская, Русская, Украинская, Грузинская, Сербская православные церкви, а также Украинская греко-католическая церковь, старообрядцы и некоторые иные празднуют 25 декабря по юлианскому календарю, что соответствует 7 января по современному григорианскому календарю. Католическая церковь, Элладская и ряд иных поместных православных церквей празднуют 25 декабря по григорианскому календарю (новому стилю); Древневосточные церкви — 6 января.
«Рождество Христово», икона Андрея Рублёва (Благовещенский собор Московского кремля)
История появления празника
В христианской церкви с конца II века вплоть до IV века события Рождества вспоминались в день Богоявления, 6 января (по старому стилю). Около 200 года о такой практике упоминает Климент Александрийский. Первые сообщения о появлении отдельного праздника Рождества и праздновании его 25 декабря относятся к середине IV века. По одной из версий это было обусловлено стремлением христианской церкви вытеснить широко распространенный в Римской империи культ Непобедимого Солнца, чьё рождение отмечали 25 декабря.
Штампованный серебряный диск с изображением Непобедимого Солнца (Sol Invictus), официального римского Бога Солнца. Рим, III век (Британский Музей)
Даты празднования в различных церквях
Римско-католическая церковь и большинство протестантских церквей празднуют Рождество 25 декабря по современному григорианскому календарю.
Русская, Украинская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви и Афон, а также Украинская греко-католическая и другие восточнокатолические церкви празднуют 25 декабря по юлианскому календарю (т. н. «старому стилю»), что соответствует 7 января современного григорианского календаря.
Константинопольская (кроме Афона), Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Румынская, Элладская и некоторые другие православные церкви празднуют 25 декабря по новоюлианскому календарю, который до 1 марта 2800 года будет совпадать с григорианским календарем, то есть одновременно с другими христианскими конфессиями, отмечающими Рождество по «новому стилю».
Древневосточные церкви празднуют Рождество 6 января в один день с Крещением Господним под общим именем Богоявления.
Эль Греко. «Рождество»
События Рождества Христова
Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея (Евангелие от Матфея, 1 глава): Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
Мария и Иосиф пошли в Вифлеем из-за переписи населения Римской империи, проходившей при императоре Августе. В это время Сирией управлял Квириний (Лк. 2:1-2). Согласно указу императора, для облегчения ведения переписи каждый житель империи должен был явиться «в свой город». Так как Иосиф с Марией были потомками Давида, они направились в Вифлеем.
После рождения Иисуса первыми из людей ему пришли поклониться пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов (мудрецов, пришедших с Востока). Они преподнесли Христу дары — золото, ладан и смирну; к тому времени Святое Семейство уже нашло приют в доме . (Мф. 2:1-11)
Узнав о рождении Мессии и желая Его уничтожить, царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до 2 лет. Однако Христос был чудесно спасён от смерти, потому что ангел повелел Иосифу бежать в Египет вместе с семьей, где они и жили до смерти Ирода. (Мф. 2:16).
Триптих Иеронима Босха «Поклонение волхвов». Центральная часть, фрагмент
Определение даты рождения Иисуса Христа
Попытки установить год рождения Христа по датам сопутствующих событий (годов правления императоров, царей, консулов и т. п.) не привели к какой-либо конкретной дате. По-видимому, исторический Иисус родился между 7 и 5 годами до н. э. Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году.
Счисление, положенное в основание нашей эры, было сделано в 525 году римским монахом, папским архивариусом, Дионисием Малым. Дионисий, возможно, основывался на данных Хронографического сборника за 354 год. Здесь рождение Иисуса отнесено на год консульства Гая Цезаря и Эмилия Павла, то есть на 1 г. н. э. Запись в Хронографе 354 г. имеет вид: Hos cons. dominus Iesus Christus natus est VIII Kal. Ian. d. Ven. luna XV («При этих консулах Господь Иисус Христос родился в 8-й день до январских календ в пятницу 15-й луны»), то есть 25 декабря. В различных современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 годом до н. э. (момент прохождения кометы Галлея, которая могла быть Вифлеемской звездой) до 7 года н. э., когда проводилась единственная известная перепись населения в описываемый период.
Комета Галлея — «натурщица» для Вифлеемской звезды в «Поклонении волхвов» Джотто, капелла Скровеньи
Установление даты празднования Рождества
Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество (по иудейскому вероучению рождение человека — «начало скорбей и болей»). Для христиан более важным с вероучительной точки зрения был и является праздник Воскресения Христова (Пасха). После того, как в христианские общины вошли греки (и другие эллинистические народы), под воздействием эллинистических обычаев было начато празднование и Рождества Христова.
День зимнего солнцестояния занимал важное место в культуре и религии многих древних народов, начиная, по крайней мере, с эпохи неолита. С моментом завершения периода сокращения дня обычно был связан религиозный праздник «рождения бога солнца». Его праздновали представители многих религий: германские язычники (под названием Йоль), поклонники Митры, и др. В Римской империи времён раннего христианства также существовал подобный праздник — день рождения Непобедимого Солнца. По решению отцов христианской Церкви было решено праздновать в этот день и Рождество Христово. Первое упоминание 25 декабря как даты Рождества содержится в римском альманахе середины IV в. На первом месте в списке епископов и мучеников указано: 25 декабря — родился Христос из Вифлеема Иудейского (natus Christus in Betleem Judeae).
25 декабря день рождения Непобедимого Солнца в Римской империи времен раннего христианства
Рождество в богослужении Русской православной церкви
В иерархии праздников Русской православной церкви Рождество занимает второе место после Пасхи. Богослужение Рождества Христова имеет значительные отличия от богослужения прочих двунадесятых праздников. Так, в состав всенощного бдения накануне праздника входит великое повечерие вместо Великой вечерни (как в остальные двунадесятые праздники). В праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», отвечая на них — «Славим Его!».
Рождество в богослужении Римско-католической церкви
В иерархии праздников Римско-католической церкви Рождество занимает второе место после Пасхи. Празднованию Рождества Христова в католическом литургическом календаре предшествует период Адвента. Он всегда начинается за 4 воскресенья до Рождества; фактическая его длительность зависит от того, на какой день в этом году приходится Рождество. Ранее Адвент считался периодом поста. Современные правила обязательного поста не предписывают, хотя многие католики принимают на этот период постные постановления. Адвент рассматривается как время усиленного покаяния — верным рекомендуется приступить к таинству исповеди. Это также период размышлений о приходе Христа на землю. Богослужения каждого из четырёх воскресений Адвента имеют определённую тематику, отражающуюся в евангельских чтениях: первое посвящено пришествию Христа в конце времён; второе и третье отражают переход от Ветхого к Новому Завету, в третье воскресенье особо вспоминается служение Иоанна Крестителя; четвёртое посвящено евангельским событиям, непосредственно предшествовавшим Рождеству. С периодом Адвента связано несколько традиций, таких, как рождественский венок, рождественский календарь и другие.
Рождественский венок в первое воскресенье адвента
24 декабря в Рождественский сочельник начинается вигилия (от лат. vigilia, бдение), всенощная служба. Во многих странах в этот день верующие соблюдают строгий пост. Входное песнопение этого дня — «Вот уже пришла полнота времён, когда послал Бог Сына Своего на землю» подчёркивает значение наступающего праздника.
Накануне Рождества вечером положена особая месса, называемая Месса Навечерия Рождества (Ad Missam in Vigilia). В самый же день Рождества, 25 декабря, могут быть совершены три различные мессы — Месса ночью (Ad Missam in nocte), Месса на заре (Ad Missam in aurora) и Месса днём (Ad Missam in die). В Средневековье эти три мессы символически рассматривались как три рождения Христа — от Отца прежде всех веков, от Марии в человеческом воплощении и мистически в душах верующих. По традиции, в ходе этой мессы предстоятельствующий на ней священник кладёт в рождественский вертеп фигурку Младенца. Праздник Рождества продолжается восемь дней — с 25 декабря по 1 января — образующих Октаву Рождества. Рождественское время продолжается и после окончания Октавы Рождества. В современном обряде Рождественское время завершается праздником Крещения, который, в свою очередь, приходится на первое воскресенье за Богоявлением, 6 января.