Природно-туристический сайт         
       
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Очарование природы
 

Лучшие фотографии разных конкурсов
 

Что мы знаем о праздниках
 

Enjoy your meal!
Ешьте на здоровье!
 

Шедевры классической и инструментальной музыки
 
 
   

Эти забавные животные
 

Сонный белый медвежонок
 

Самое прикольное видео
 

Фотоприколы
 

Глаз не отвести...
 

Про спорт...
и не только
 
    

Что такое биткоин и криптовалюта, вообще
 

Кто придумал первый компьютер
 

Как это работает?
История и функционирование окружающих нас устройств
 

Из истории интернета
 

На задворкахцивилизации
 

Лунный заговор
 

Найди себе работу
Все сайты по поиску работы
 
 
 
 
 

День Святой Троицы


День Святой Троицы (сокр. Троица), Пятидесятница, реже Сошествие Святого Духа — один из главных христианских праздников. Православные церкви отмечают День Святой Троицы в воскресенье на 50-й день после Пасхи, поэтому праздник называется ещё Пятидесятницей. Праздник входит в число двунадесятых праздников. В западно-христианской традиции в этот день празднуют Пятидесятницу, отмечая сошествие Святого Духа на апостолов, а День Святой Троицы празднуют в следующее воскресенье.

Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано в Деяниях святых апостолов. В пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» .

В этот день в городе по случаю праздника находились иудеи из разных городов и стран. Услышав шум, они собрались перед домом, где находились апостолы, и, услышав, что внутри говорят на различных наречьях, пришли в изумление. Некоторые из них насмехались над апостолами и «говорили: они напились сладкого вина». В ответ на такую реакцию: «Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать


Святой Пётр, икона VI века.
Монастырь Святой Екатерины (Синай)

Своё первое название праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса. Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога. Что пишет по этому поводу Иоанн Златоуст: «„И наполнил весь дом“. Бурное дыхание было как бы купелью водною; а огонь служит знаком именно обилия и силы. Этого никогда не случалось с пророками; так было только теперь — с апостолами; а с пророками — иначе. Например, Иезекиилю дается свиток книжный, и он съедает то, что должен был говорить: „и было“, говорит он, „в устах моих сладко, как мед“. Или еще: рука Божия касается языка другого пророка. А здесь (все делает) сам Дух Святой и таким образом является равночестным Отцу и Сыну».


Святой Иоанн Златоуст. Византийская мозаика

В Новом Завете прямо не упоминается, что Богоматерь была вместе с апостолами при сошествии Святого Духа. Традиция её присутствия на иконописных изображениях этого события основана на указании в Деяниях апостолов, что после Вознесения ученики Иисуса «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его». По этому поводу епископ Иннокентий (Борисов) пишет: «Могла ли в момент прихода Святого Духа не присутствовать та, что зачала и родила через Его посредство?».

Как богословский термин «харизма» — это 9 особых даров Святого Духа, излитых им на апостолов в Иерусалимском храме на празднике пятидесятницы. Эти дары: мудрость, знание и умение различать духов; вера, чудеса и исцеление (исцеление верой, молитвой, божественное исцеление); пророчества, глоссолалия (дар говорения на языках) и толкование языков.


В этот день в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году. Накануне, в субботу вечером служится праздничное всенощное бдение, на Великой вечерни которого читается три паремии (отрывки из книг Священного Писания): первая из них рассказывает о том, как Святой Дух сходил на праведников в Ветхом завете, вторая и третья паремии, по вере Православной церкви, являются пророчествами о сошествии Святого Духа на апостолов в Пятидесятницу; впервые после Великого поста поется на стиховне знаменитая стихира шестого гласа Царю небесный, которая повторяется еще дважды после этого на утрене всенощного бдения; начиная с этого дня молитва Царю небесный становится первой молитвой обычного начала как церковных, так и домашних молитв. В сам праздник служится праздничная литургия, а после великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, во время вечерни трижды молящиеся во главе со священником совершают коленопреклонение — встают на колени, а священник читает 7 молитв о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших — этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

По русской традиции, пол храма (и домов верующих) в этот день устилается свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми ветвями, а цвет облачений — зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа (в других православных Церквах употребляются также облачения белого и золотого цветов). На следующий день, в понедельник отмечается День Святого Духа.


Троица (икона Андрея Рублёва, начало XV века)

В Католической церкви и в лютеранстве празднование Пятидесятницы (Сошествия Святого Духа) и дня Святой Троицы разделено, день Святой Троицы отмечается в следующее воскресенье за Пятидесятницей. В католической традиции праздник сошествия Святого Духа открывает так называемый «цикл Пятидесятницы». В него входят:
День Святой Троицы (воскресенье, 7 день по Пятидесятнице)
Праздник Тела и Крови Христовых (четверг, 11 день по Пятидесятнице)
Праздник Пресвятого Сердца Иисуса (пятница, 19 день по Пятидесятнице)
Праздник Непорочного Сердца Девы Марии (суббота, 20 день по Пятидесятнице)

Праздники сошествия Святого Духа и день Святой Троицы имеют в римском литургическом календаре высший статус — торжества. Цвета облачения священников в день Пятидесятницы — красные, в напоминание об «огненных языках», сошедших на апостолов; а в день Святой Троицы — белые, как и в другие великие праздники. В некоторых восточноевропейских странах (Польша, Белоруссия) и в католических храмах России также существует традиция украшать храм ветвями деревьев (берёзы).


Пятидесятница в Ватикане, 2013

Развитие иконографии праздника начинается с VI века, его изображения появляются в лицевых Евангелиях (Евангелие Рабулы), мозаиках и фресках. Традиционно изображается Сионская горница, в которой согласно книге Апостольских деяний собрались апостолы. В их руки помещают книги, свитки или придают их пальцам благословляющий жест (исторически являющийся жестом оратора или проповедника). Традиционными персонажами сцены сошествия Святого Духа являются:
12 апостолов, причём место Иуды Искариота обычно занимает не Матфий, а Павел;
иногда - Богородица (известна уже по миниатюрам VI века, затем исчезает в восточной традиции (сохраняясь в западной) и вновь появляется на иконах с XVII века).
Пустое место между Петром и Павлом напоминает о присутствии Святого Духа — отсутствующего на этой второй «Тайной вечери» Иисуса Христа. Апостолы, как правило, располагаются подковообразно, что также близко иконографически к «Христу между учителями». Эту же иконографию, связанную с переносом на плоскость традиционной подкупольной композиции Сошествия, будут повторять изображения Вселенских соборов, поскольку их задача — выражать идею соборности, общности, удачным образом выраженную здесь.


«Сошествие Святого Духа на апостолов». Великий Новгород. XV—XVI в.

В верхней иконы части обычно изображаются лучи света или пламени. Этот нисходящий огонь — основанный на библейском описании способ изображения сошествия Святого Духа, наряду с которым, особенно в западной традиции, может использоваться образ опускающегося голубя, перенесенный из описания Крещения Господня. В нижней части, внутри подковообразной композиции оставлено тёмное пространство, обозначающее первый этаж дома в Иерусалиме, под горницей, где произошло событие. Оно может оставаться не заполненным, ассоциируясь таким образом с пустой гробницей Христа и будущим воскресением мёртвых либо с миром, ещё не просвещённым апостольской проповедью Евангелия. На средневековых миниатюрах здесь обычно изображались (вслед за подкупольными композициями) толпы народа из разных стран, бывшие свидетелями сошествия Святого Духа. Позже их сменяет (изредка изображается вместе с ними) фигура царя с двенадцатью малыми свитками на полотне. Существует трактовка этого образа как царя Давида, чьё пророчество о воскресении Христовом цитировал апостол Пётр в своей проповеди и чья могила, как считается, расположена на первом этаже под сионской горницей. Менее распространены толкования его как пророка Иоиля, также цитируемого Петром, Адама, отпавшего Иуды или Иисуса Христа в образе Ветхого Денми, пребывающего со своими учениками до скончания века.

Традиционным толкованием образа царя является образ народа, к которому обращена евангельская проповедь, представленного одной фигурой царя как его правителя. В руках царь держит растянутое покрывало, на котором уложено 12 свитков, — они символизируют апостольскую проповедь. В связи с этим толкованием рядом с фигурой стала помещаться греческая надпись κόσμος — «мир», по которой образ царя получил наименование «Царь-Космос». По мнению философа Е. Н. Трубецкого образ царя на иконе символизирует Космос (Вселенную).

Праздник Пятидесятницы широко представлен и в традициях многих народов мира. В Италии, в память о чуде схождения огненных языков, с потолка церквей было принято разбрасывать лепестки роз, в связи с чем Троица на Сицилии и в других местах Италии называлась Pasqua rosatum. Другое итальянское название, Pasqua rossa, произошло от красного цвета облачений Троицы. Во Франции во время богослужения было принято дуть в трубы, в воспоминание звука сильного ветра, который сопровождал сошествие Святого Духа. На северо-западе Англии в Троицу (иногда на Духову пятницу после Троицы) проводились церковные и часовенные шествия, так называемые «Духовские прогулки» (англ. Whit Walks). Как правило, в этих шествиях участвовали духовые оркестры и хоры; девочки были одеты в белое. Традиционно проводились «Духовские ярмарки» (иногда называемые «Троицкими элями»). С Троицей были связаны традиции варить пиво, танцевать мореску (танец и песня эпохи Возрождения, гротескно представляющие «мавров»), устраивать сырные гонки и турниры лучников. Согласно финской поговорке, если не найти себе пару до Троицы, весь следующий год останешься одиноким.


Так называемые «Духовские прогулки» (Whit Walks)

В славянской народной традиции день называется Троицей или Троицыным днём и отмечается как праздник либо один день (воскресенье), либо три дня (с воскресенья по вторник), а в целом период троицких праздников включает Преполовение, Вознесение, Семик, предшествующую Троице неделю, саму троицкую неделю, отдельные дни недели, следующей за троицкой, которые празднуются во избежании засухи или града или как поминки по нечистым покойникам (прежде всего четверг), а также Петровское заговенье. Троица завершает весенний цикл, и по прошествии следующего за ней Петровского поста начинается новый — летний сезон.


«Новозаветная Троица», Александр Ракуненко, 1992

 
 
Яндекс.Метрика
 
 
 
Что мы знаем о праздниках:
 

Напитки мира
 

Сретение Господне
 

Благовещение Пресвятой Богородицы
 

Вход Господень в Иерусалим
Вербное воскресенье
 

Пасха.
История праздника
 

Пасха.
Традиции праздника
 

Вознесение Господне
 

День Святой Троицы, Пятидесятница
 

Вознесение и Троица
в народных традициях
 

Праздник Ивана Купалы у славян
 

Медовый Спас
(Маковый Спас, Первый Спас)
 

Яблочный Спас.
Праздник Преображения Господня
 

Успение Пресвятой Богородицы
 

Третий Спас (Ореховый Спас, Хлебный Спас) Праздник Нерукотворного образа Христа Спасителя
 

Рождество Пресвятой Богородицы
 

Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня
 

Введение во храм
Пресвятой Богородицы
 

Праздник Нового года (историко-географический экскурс)
 

Праздник Нового года (праздничные традиции)
 

Рождество Христово
(исторический экскурс)
 

Рождество Христово
(традиции празднования)
 

Символы праздника Рождества
 

Собор Пресвятой Богородицы
 

Крещение Господне
 

Двунадесятые праздники.
Двенадцать важнейших после Пасхи праздников Православия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 © 2011- 2024 "WonderfulNature"
 При использовании материалов ссылка на источник обязательна
   
 Писать: wonderfulnature.ru@gmail.com