Город был образован в середине III века до н. э. из кельтского поселения Лютеция племени паризиев на месте современного острова Сите. Современное название города происходит от имени этого племени. Первое письменное упоминание о Лютеции встречается в 6-ой книге Юлия Цезаря о войне с Галлией в 53 г до н. э.
Когда в 52 году до н. э. римляне после первой неудачной попытки во второй раз попытались подойти к городу, паризии подожгли Лютецию и разрушили мосты. Римляне оставили им остров и построили на левом берегу Сены новый город. Там они возвели термы,форум и амфитеатр. В Римской империи город не имел большого влияния.
Правление римлян закончилось к 508 году с приходом франков.
При Филиппе II Августе была усилена оборона города: в 1190 году была построена городская стена на правом берегу Сены, а в 1210 году — на левом берегу. В это же время на западной окраине Парижа возводится крепость Лувр.
Начиная с XI века Париж — один из центров европейского образования, в первую очередь религиозного. В XIII веке, в результате разногласий среди преподавателей, на левом берегу (современный Латинский квартал) открывается ряд «независимых» коллежей, прародителей современной Сорбонны.
В XIV веке город обносится ещё одной стеной на правом берегу, на месте сегодняшних Больших Бульваров.
Во времена Людовика XIV королевская резиденция переехала в Версаль, однако Париж по-прежнему оставался политическим центром Франции, благодаря растущему населению и ведущей роли Парижа в экономике страны.
В 1844 году вокруг города строится третья крепостная стена, на месте сегодняшней кольцевой дороги вокруг города. В ближайших окрестностях города были возведены укрепления длиной 39 км с 16-ю фортами, в то время это было самым большим защитным сооружением в мире.
Во второй половине XIX века в Париже проходит 5 из 21 Всемирных выставок, что хорошо отражает культурное и политическое влияние города.
Эйфелева башня была построена к Всемирной выставке 1889 года. Фото 1989 года
Город расположен в центре Парижского бассейна, примерно 65 м над уровнем моря. Границы жилых кварталов Парижа очерчены кольцевой автодорогой протяжённостью 35 километров, с учетом Венсенского и Булонского лесов, находящиxся к востокy и к западу от города соответственно, также относящихся к территории Парижа. Периметр города составляет 54,74 км, площадь — 105 кв.км, таким образом Париж занимает 113 место среди коммун Франции по этому показателю и составляет 0,02 % площади страны. Границы города не менялись с 1860 года.
В поперечнике с востока на запад город достигает 18 км, с севера на юг — 9,5 км.
Наивысшая точка города (128,21) — в районе Монмартра, на тротуаре на углу между стеной забора у дома по адресу 2, rue de Mont Cenis и зданием по адресу 4, rue de Mont Cenis.
Абсолютный высотный минимум (30,5 м) находится в 15 округе на пересечении улиц Leblanc и St. Charles.
Парижский меридиан долгое время являлся нулевым меридианом на французских картах. Линия парижского меридиана отмечена сейчас ориентированными с севера на юг 135 памятными бронзовыми отметками на мостовых, тротуарах и зданиях (на илл. слева), диаметром 12 см, с выгравированным на них именем Франсуа Араго, астронома и политика 19 века. На этой линии находится и Парижская обсерватория. Нулевой километр, от которого отсчитываются все дорожные расстояния во Франции находится на площади перед Собором Парижской богоматери.
В Париже находится огромное количество достопримечательностей, к числу которых относятся не только архитектурные постройки, но также и улицы, мосты и площади.
Одна из самых известных достопримечательностей — это ажурная металлическая Эйфелева башня, построенная по проекту инженера Эйфеля. Башня задумывалась как временная постройка, служащая входом на Всемирную выставку 1889 года. Но она не только пережила само это мероприятие, но и стала с тех пор истинным символом города.
Базилика Сакре-Кёр
На севере от Эйфелевой башни над линией горизонта возвышается базилика Сакре-Кёр, построенная на вершине холма Монмартр, а на юге — одинокая башня Тур Монпарнас, особенно выделяющаяся на фоне своего «плоского» района.
Историческая ось памятников архитектуры пересекает город из центра на запад. Начинаясь от знаменитого на весь мир музея Лувр, она продолжается через сад Тюильри, проспект Елисейские поля до Триумфальной арки, построенной в XIX веке в центре площади Звезды. В 1960-х гг. на продолжении линии был построен квартал Дефанс, центром которого стала Большая арка Дефанс.
В самом центре исторической части находится Дом инвалидов, в котором расположен военный музей, здесь же покоятся останки Наполеона Бонапарта. Тут же и бывшая церковь Пантеон, охраняющая вечный покой некогда знаменитых французских деятелей.
Ещё одно напоминание о пылавших боях за свободу французского народа — статуя Свободы, установленная на Лебедином острове. Оригинал этой статуи был подарен Соединённым Штатам Америки в 1886 году, и с тех пор встречает путешественников в порту Нью-Йорка.
Исторический центр города — остров Сите, где находятся две самых знаменитых церкви Франции: Собор Парижской Богоматери и Святая капелла. Рядом с островом Сите расположен ещё один остров — Сен-Луи, известный своим мороженым, признанным одним из лучших в мире.
Архитектурные направления XX века оставили городу такие памятники, как Культурный центр имени Жоржа Помпиду, в котором сейчас расположен музей современного искусства, новое здание оперы на площади Бастилии, торговый центр Ле-Аль, построенный на месте «Чрева Парижа», а также район Дефанс, представляющий собой архитектурный комплекс из небоскрёбов и зданий и сооружений с авангардными формами.
Собор Парижской Богоматери
Строительство Собора Парижской Богоматери началось в 1163, при Людовике VII Французском. Историки расходятся в мнениях о том, кто именно заложил первый камень в фундамент собора — епископ Морис де Сюлли или папа Александр III. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. К 1250 годустроительство собора в основном было завершено, а в 1315 году закончена и внутренняя отделка.
Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора — Жан де Шель, работавший с 1250 по 1265 год и Пьер де Монтрей (создатель Св. Капеллы. Умер в 1267 году), работавший с 1250 по 1267 год.
В строительстве собора принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245, а весь собор — в 1345 году.
Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали — на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала: портал Страшного суда (посередине), портал Богородицы (слева) и портал св. Анны (справа). Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.
Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон. В 1302 году в нём впервые собрались Генеральные Штаты — первый парламент Франции.
Здесь отслужил благодарственный молебен Карл VII, коронованный в Реймсе. А через полтора века состоялась свадьба Генриха IV, который был королем Наварры, и сестры французского короля Маргариты де Валуа.
Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.
Во времена Людовика XIV, в конце XVII века, собор пережил серьёзные перемены: могилы и витражи были разрушены.
В ходе Великой Французской революции, в конце XVIII века одним из первых декретов Робеспьера было объявлено, что если парижане не хотят, чтобы «твердыня мракобесия была снесена», то они должны уплатить Конвенту (законодательному органу) мзду «на нужды всех революций, какие еще произойдут с нашей помощью в других странах».
В июле 1793 года Конвент объявил, что «все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли», и Робеспьер лично распорядился обезглавить «каменных королей, украшающих церкви».
Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году, при Наполеоне.
Реставрация началась в 1841 г. под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка. Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились 23 года. Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора. Статуи химер установлены на верхней площадке у подножия башен. В эти же годы были снесены постройки, примыкавшие к собору, в результате чего перед его фасадом образовалась нынешняя площадь.
В соборе хранится одна из великих христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств ее не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243—1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.
Лувр
Лувр - один из величайших художественных музеев мира и один из старейших музеев Европы. Он был основан в 1793 году, во время Французской революции. К своему 200-летию музей был значительно обновлен: были построены стеклянные пирамиды, построены подземные залы, обновлена внутренняя инфраструктура.
Коллекция Лувра содержит около 300 000 экспонатов начиная с искусства Египта 5000 г до н.э. и заканчивая серединой XIX века. Она разбита на семь разделов: Древний Египет; Древний Восток и ислам; Древняя Греция, Рим и этруски; живопись; скульптура; графика; прикладное искусство. Основу коллекции заложил Франциск I, значительно ее пополнили Генрих II и Екатерина Медичи. Живопись начал собирать Людовик XIV, а расширил коллекцию Людовик XVI. Общественным музеем Лувр стал в 1793 после свержения монархии во время Французской Революции.
Само здание Лувра тоже можно назвать музейным экспонатом. Он был заложен Филиппом Августом как королевский замок и затем неоднократно перестраивался и расширялся. После модернизации в конце XX века под землей были найдены крепостные стены первого, средневекового Лувра. Они стали частью экспозиции и на них можно посмотреть на подземном этаже.
Сена. Вид на Мост Искусств и остров Сите. Справа — здание Института Франции
«Мулен Руж»
Лионский вокзал в Париже
Мост Инвалидов
Ночной Париж